Одной из основных проблем, стоящих на пути эффективного обучения, а значит усвоения новых знаний и навыков, является отсутствие организованности и собранности, внимательности и концентрации ребенка во время занятий.
В большинстве случаев, если это не связано с неврологическими нарушениями процесса развития, например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), причина кроется в отсутствии привычки самоорганизовываться, попросту говоря, в разболтанности. К слову, упомянутый мною СДВГ очень часто сам есть следствием неорганизованности как ребенка, так и взрослого человека.
Но это можно исправить, развивая в ребенке необходимые качества. К этому, конечно, нужно приложить определенные усилия и родителям, и прежде всего, самому ребенку. Но их результат с лихвой окупит все.
Так как же научить ребенка собранности и внимательности?
Для развития в ребенке вышеупомянутых качеств, способствующих эффективному усвоению новых знаний, необходимо терпеливое и регулярное выполнение некоторых правил.
Правило первое
Нужно исключить на время, отведенное для занятий, а лучше и на прилегающее к этому периоду время, все, что может отвлечь ребенка от получения полезной информации.
Очистите место занятий от всех предметов, которые не относятся к выполняемой в данный момент работе. Это касается не только игрушек, но и разного рода предметов, которые могут отвлекать ученика: лишние канцелярские принадлежности, цветные стикеры, телефоны и прочее.
Отдельно хочу сказать по поводу смартфонов. Это на сегодняшний день самый главный отвлекающий фактор. Поэтому крайне важно исключить его влияние на процесс занятий. И я сейчас говорю не только о гаджете ребенка, но и о родительском. Если вы занимаетесь вместе с ребенком, вы также должны быть полностью погружены в этот процесс, и своими действиями, примером, показывать ему, как нужно заниматься. Если ребенок занимается самостоятельно, вам нужно помочь ему не отвлекаться, обеспечить комфортные условия для закрепления нарабатываемого навыка. Идеальный вариант – это поставить все смартфоны на время занятий в беззвучный режим без вибрации и убрать их в недоступное для глаз место. Лучше всего в другую комнату. Постарайтесь скорректировать свои планы и желания по звонкам и просмотру ленты соцсетей на это время, и вы совершите очень важное дело для развития своего ребенка.
Правило второе
К занятиям нужно подходить не в возбужденном, а максимально спокойном состоянии, важно настроиться на предстоящее занятие.
Для этого следует минут за 20 до отведенного времени перестать играть в игры, смотреть мультипликационные, а также любые другие (по возможности даже и познавательные) фильмы.
Это время лучше посвятить подготовке к занятию, просмотру материалов темы, определению плана. Очень полезно повторить уже пройденные разделы, чтобы проверить, не образовались ли пробелы, и при необходимости быстро повторить слабые места.
Правило третье
Записывать и читать вслух.
Самостоятельно записывая новый материал, ученик проговаривает про себя отдельные фразы по несколько раз, и такое повторение увеличивает силу восприятия информации. Также это способствует концентрации на предмете, определениях и правилах, что положительно сказывается на понимании изучаемого материала.
Чтение нового материла вслух подключает к зрительному процессу получения информации слуховой. Темп чтения нужно подобрать такой, чтобы прочитанное успевало осмысливаться учеником, и при этом скорость чтения не должна быть слишком медленной, иначе внимание ребенка может непроизвольно переключаться на постороннее. С освоением навыка внимательности и концентрации чтение вслух можно заменить чтением про себя.
Правило четвертое
Чередовать направление умственных усилий.
Длительное занятие только чтением или записью нового материала, особенно на начальных этапах самоорганизации, часто вызывает психическое состояние монотонности, внимательность исчезает сама собой. Чтобы избежать этого, нужно переключать внимание с чтения и записи, то есть, с процесса получения знаний, на пересказ только что узнанного, обдумывание и рассуждения по этому поводу. Полезно решить несколько заданий или самостоятельно придумать собственные примеры на изучаемую тему.
При этом не следует очень часто менять направления умственной деятельности. Частое переключение равносильно отвлечению от образовательного процесса, способствует суете, разорванному, поверхностному восприятию знаний.
Правило пятое
Осознанно контролировать переключение внимания.
Очень часто бывает невозможно создать в условиях квартиры или дома библиотечные условия, где царила бы тишина и спокойствие. Внешние факторы, не зависящие от ученика и его родителя, такие как звуки с улицы, от соседей, могут и будут непроизвольно отвлекать внимание от концентрации на предмете. Да и не всегда, тем более в начале, получается не думать ни о чем, кроме занятия.
В этих случаях поможет только сознательный самоконтроль самого ребенка. Необходимо, чтобы он понимал самостоятельно, что мысль уходит в другое направление, приложил волевое усилие к возврату ее на то место, где произошло «отключение». Этот навык придет не сразу, для этого нужно потрудиться, но с каждым разом общая устойчивость внимания будет становиться все выше и сильнее.
Правило шестое
Не забывайте о комфорте и окружающей атмосфере.
Очень трудно сосредоточиться, если ученик испытывает какие-то неудобства: тесная одежда или обувь, неправильно организованное место учебы, в помещении душно или, наоборот, слишком холодно. Дискомфорт во время занятий, частая смена положения тела – это дополнительные отвлекающие факторы, а недостаток кислорода снижает энергетические возможности мозга.
Согласитесь, эти правила прекрасно подойдут не только детям, но и самим взрослым, не правда ли?
Подписывайтесь на новые интересные и полезные материалы блога: