Как найти стороны прямоугольника при известных периметре и площади | Школьная математика. Блог


Как найти стороны прямоугольника при известных периметре и площади



В этой статье я хочу рассмотреть две математические задачи повышенной сложности для 4 класса.

Видеоурок по теме этой статьи можно посмотреть по ссылке.

Площадь прямоугольника 32 см2, а периметр – 24 см. Найти стороны прямоугольника.

Площадь прямоугольника 126 см2, а периметр – 46 см. Найти его длину и ширину.

С этими задачами, я уверен, без труда справится более старший школьник, знакомый с решением системы уравнений и квадратных уравнений. Кстати, подобная задача есть в учебнике по геометрии Атанасяна, глава VI № 454 пункт б за 8 класс.

Но почему же эти задачи указаны в математических сборниках как задачи для 4 класса, в котором еще не изучают алгебраические понятия и методы решения? Нет ли здесь ошибки?

Нет, никакой ошибки здесь нет. Эти, и аналогичные им задачи можно решить и без использования алгебраических знаний.

Первое, что приходит на ум – это по значению периметра прямоугольника (а периметр – это удвоенная сумма двух его сторон) найти сумму двух сторон, а после простым подбором определить два числа, произведение которых равно данной по условию площади прямоугольника, а сумма – половине периметра.

Я хочу показать вам математически точное решение, которое безо всяких подборов приводит к правильному результату.

Нахождение сторон прямоугольника при известных периметре и площади

Рассмотрим первую задачу:

Площадь прямоугольника 32 см2, а периметр – 24 см. Найти стороны прямоугольника.

Как известно, периметр прямоугольника находится по формуле \({\color{red} P=2\cdot (a+b)}\) , площадь – по формуле \({\color{red} S=a\cdot b}\) .

Так как периметр прямоугольника – это удвоенное произведение суммы двух сторон прямоугольника, то мы можем найти эту сумму, разделив значение периметра на 2:

\({\color{red} a + b = 24 : 2 = 12}\) см.

А дальше мы рассуждаем так.

Найдем максимально возможную площадь прямоугольника при данном значении суммы двух его сторон, то есть, полупериметра. Так как полупериметр – четное число, то очевидно, что прямоугольник с максимально возможным значением площади при сумме его двух сторон, равной 12, – это квадрат со стороной \({\color{red} 12 : 2 = 6}\) см.

Тогда площадь этого квадрата равна

\({\color{red}S_{k}=6\cdot 6=36}\) см2.

По условию нашей задачи площадь прямоугольника составляет 32 см2. Находим разницу между полученной площадью квадрата и заданной площадью прямоугольника.

\({\color{red} S–S _{k}=36-32=4}\) см2.

Это значит, что нам нужно изменить стороны рассматриваемого квадрата со стороной 6 см так, чтобы уменьшилась его площадь, но не изменился периметр.

Так как квадрат имеет самую большую площадь среди прямоугольников с одинаковым периметром, то для уменьшения площади нам нужно увеличить разницу между его длиной и шириной. То есть, ширину уменьшить, а длину увеличить на одно и то же число.

Но на какое?

Площадь 4 см2 – это квадрат со стороной 2 см. Это и есть нужное нам число.

Тогда, ширина искомого прямоугольника будет равна:

\({\color{red} a=6-2=4}\) см

а длина:

\({\color{red} b=6+2=8}\) см.

Проверим найденные длины сторон, определив периметр и площадь полученного прямоугольника:

\({\color{red} P=2\cdot (4+8)=2\cdot 12=24}\) см

\({\color{red} S=4\cdot 8=32}\) см2.

Задача решена верно.

Теперь рассмотрим вторую задачу.

Площадь прямоугольника 126 см2, а периметр – 46 см. Найти его длину и ширину.

Находим полупериметр, то есть, сумму двух сторон прямоугольника.

\({\color{red} a+b=46:2=23}\) см.

Найдем максимально возможную площадь прямоугольника при данном значении суммы двух его сторон, то есть, полупериметра. Так как полупериметр – нечетное число, значит, нам нужен такой прямоугольник, разница между значениями ширины и длины которого в натуральных числах минимальна, то есть, единица. Это прямоугольник со сторонами 11 и 12, т.к. \({\color{red} 23=11+12}\).

Площадь такого прямоугольника равна:

\({\color{red}S_{2}=11\cdot 12=132}\) см2.

Разница между полученной площадью и заданной по условию задачи составляет:

\({\color{red}S_{2}-S=132-126=6}\) см2.

6 см2 – это площадь прямоугольника со сторонами 2 и 3 см. Чтобы уменьшить площадь нашего прямоугольника со сторонами 11 см и 12 см, нужно увеличить разницу между значениями этих сторон, а именно, уменьшить его короткую сторону, то есть, ширину. При этом длину также нужно увеличить на это же число, чтобы сохранить значение периметра.

Для этого ширину 11 мы уменьшаем на одноименное значение, то есть, тоже на ширину прямоугольника с площадью 6 см2, а именно, на 2.

Кстати, подумайте и напишите в комментарии к этой статье, почему мы рассматриваем разницу в площадях именно как прямоугольник с максимальной площадью (например, в этой задаче как прямоугольник 2 на 3, а не 1 на 6, а в первой – как квадрат 2 на 2, а не прямоугольник 1 на 4), и почему ширину уменьшаем именно на ширину (в этой задаче 11 – 2, а не 11 – 3).

Находим ширину искомого прямоугольника:

\({\color{red} a=11-2=9}\) см.

Длину нужно увеличить также на это число, чтобы не изменился периметр прямоугольника:

\({\color{red} b=12+2=14}\) см.

Проведем проверку:

\({\color{red} P=2\cdot (9+14)=2\cdot 23=46}\) см.

\({\color{red}S=9\cdot 14=126}\) см2.

И эта задача решена тоже верно.

На этом все. Не забудьте написать в комментарии ответы на вопросы, почему мы рассматриваем разницу в площадях именно как прямоугольник с максимальной площадью, и почему ширину уменьшаем именно на ширину.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.6 / 5. Количество оценок: 14

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Так как вы нашли эту публикацию полезной...

Подписывайтесь на нас в соцсетях!

Читайте и смотрите уроки математики в:
YouTube
Facebook
VKontakte
Одноклассники


Школьная математика
Подписаться
Уведомить о
guest
4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Виталий
Виталий
3 лет назад

Нет, так находить стороны прямоугольника точно не надо, есть более простые и короткие способы решения задачи.

Виктор
Виктор
1 год назад

Почему задачу решаем в натуральных числах и не делаем об этом предположения в первом решении? Во втором об этом говорим вскользь… И какой же ответ — «почему мы рассматриваем разницу в площадях именно как ПРЯМОУГОЛЬНИК с максимальной площадью, почему ширину уменьшаем именно на ширину.» Это должен объяснить ученик 4 класса??, даже учитывая повышенную сложность задачи, предположу, это будет не высокий процент учащихся, а именно нуль, число — не относящейся в российской математике к натуральным числам. Наверное нет смысла заморачиваться этим объяснением и не вычислять точное число уменьшения площади, а идти с шагом -1 на уменьшение ширины прямоугольника от максимальной ширины… Подробнее »


4
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x