Текстовые задачи в курсе математики очень часто заводят в тупик не только развивающийся ум младших школьников, только начинающих освоение удивительного мира математики, но и уже продвинувшихся на этом пути учеников средней и старшей школы. В первую очередь, сложность в освоении и успешном решении текстовых задач лежит в отсутствии навыков чтения и одновременного понимания текстов, о чем я немного писал ранее.
Но существует ли какой-то способ научиться решать задачи, который подошел бы ребенку уже сейчас, вне зависимости от количества прочитанных им книг, помог бы освоить и закрепить навыки распутывания сложных на первых взгляд задач?
Этой публикацией я начинаю серию статей, призванную помочь научиться обрабатывать, структурировать и систематизировать данные, представленные в математических текстовых задачах курса начальной школы, и находить оптимальный и эффективный путь их решения.
Зачем вообще нужны задачи по математике в начальной школе?
Я думаю, никто не будет спорить с тем, что использование математических знаний и методов решения простирается далеко за пределы школьных стен и лет. Мы совершаем ежедневные покупки, планируем отпуск, копим деньги на новую квартиру или автомобиль, занимаемся бизнесом – это далеко не полный перечень того, где нам приходится обращаться к математике. И это только сторона, касающаяся вопросов повседневно-бытового характера. Но кроме этого, математика знакомит нас и учит системе логических правил и дедуктивных доказательств, что существенно расширяет круг ее применения в нашей жизни.
Решая текстовые задачи (их еще называют сюжетными), ученик начальных классов получает развитие сразу нескольких направлений.
- Во-первых, он учится работать с системой математических знаний, получает и совершенствует навыки работы с математическими понятиями и действиями.
- Во-вторых, он знакомится и овладевает приемами высшей умственной деятельности (абстрагирование, синтез, анализ, обобщение и т.д.), учится высказываться, делать выводы.
В педагогике математике обозначено еще больше функций, которые выполняет текстовая задача, но для понимания важности, я думаю, пока достаточно и этих.
Трудно ли научиться решать задачи?
Итак, текстовая (сюжетная) математическая задача является эффективным способом обучения и общего развития школьников начальных классов. Как же помочь ребенку справиться с трудностями, возникающими на пути освоения этого нового для него знания?
Я не случайно написал именно помочь, а не просто научить. Педагогическая практика показывает, что наиболее эффективно развить необходимые для ребенка навыки самостоятельного мышления, которые помогут в достижении нужной цели, можно только помогая сделать это своими силами. Можно, конечно, заставить его заучить определенные алгоритмы решений каждого типа задач, но это будет медвежья услуга. Во-первых, нестандартно сформулированная задача в большинстве случаев приведет ребенка в состояние замешательства, в котором он вряд ли найдет правильный ответ. А во-вторых, ни о каком качественном развитии мыслительных способностей юного школьника не может быть и речи.
Помощь должна быть мягкой, но настойчивой, уверенно направляющей ребенка к самостоятельному решению задачи. Одним из эффективных способов воздействия этой мягкой силы являются наводящие вопросы. Задавая их, родитель или педагог возбуждает в ребенке любознательность, раскрывает в нем потенциал искателя, что способствует возникновению желания расколоть этот неподдающийся орешек и распутать сложную задачу.
Этой публикацией я начинаю цикл, посвященный авторской методике решения задач по математике в начальной школе.
Другие статьи серии (обновляется):
Урок 1 — общие принципы решения задач по математике в начальной школе
Подписывайтесь на рассылку блога, чтобы не пропустить новые интересные и полезные материалы!!